Ольга Школина
«Пермские боги», реж. Дмитрий Волкострелов. Сцена-Молот (Театр–Театр), Пермь
Спектакль, созданный по документам, на российской сцене встречается не так часто, как хотелось. Но если такой спектакль и создаётся в регионах, то зачастую в нем используются документы этого города, края, этой территории. На их основе создаётся чисто региональный спектакль, рассказывающий локальную историю.
Дмитрий Волкострелов относится к числу тех немногих театральных режиссёров, кто может воплотить на сцене не только архивный исторический документ, но и человеческую душу, чей образ остался в лицах и позах всемирно известных пермских деревянных скульптур.
Совместно с художницей Ксенией Перетрухиной Волкострелов воссоздал быт простого крестьянина. Несмотря на большое количество бытовых объектов, цветовая гамма однотипна: серые деревянные балки, деревянные поддоны, лестницы, перекладины, оконные изразцы, столы и стулья. И всё это не искусственно создано в цехах театра, а принесено из музеев, архивов, деревенских домов. Зрителю также представлен экран, на котором отображается реальное время, время года, время восхода и заката.
Проживая час спектакля, зритель проживает одновременно год пермского крестьянина. Начинается год с зимы, мы видим простые крестьянские заботы: лепка пельменей, приготовление чая, баня, плотничество, вязание носков, мытьё ног. При этом никакого лишнего шума и музыки, только бытовые, знакомые всем звуки. Когда же наступает закат и свет выключается, один из актёров садится на стул и читает стихотворение про деревню. Звучат стихи разных авторов (Бродский, Рубцов, Тарковский и др.), параллельно с этим другие актёры читают отзывы о выставке «Пермские боги» и интервью с пермяками, встреченными на улицах города. Эта полифония хаотична, но при этом погружает в транс.
В зависимости от времени года меняются чтецы, меняются костюмы актёров (яркие цвета - весна и лето, серые и тёмные - осень, зима), меняется деятельность их персонажей, звуковая палитра. Иногда время замедляется, и актёры застывают на несколько секунд, но потом снова возвращаются в привычный ритм. Ближе к концу замедление времени достигает своего апогея. Актёры постепенно превращаются в те самые деревянные фигуры. Время начинает "тянуться" - это заметно не только по действиям актёров, но и по времени на экране. Не многие зрители смогли спокойно просидеть эту длинную сцену, многие суетились. Возможно, это связано с тем, что людям, к сожалению, сейчас не хватает времени на жизнь и наслаждение этой жизнью. Мы слишком часто торопимся и пропускаем маленькие причины быть счастливым.
В конце спектакля свет зажигается не над актёром, а над зрителем. Зрители, современные пермяки, и есть те пермские боги, те пермские крестьяне. Связь поколений оказывается зримой. Спектакль доказывает неисчерпаемость документа и возможности его реализации в театре.
Ольга Школина - студент-магистрант 1-го курса филологического факультета СПБГУ, программа "Русская литература". Специализация: документальный театр, пьесы Елены Греминой