Лейла Салимова
«Мольер» по пьесе «Кабала святош» Михаила Булгакова, реж. Зураб Нанобашвили, Вологодский драматический театр
Драма судьбы, разыгранная в спектакле режиссера Зураба Нанобашвили, представлена на мини-театральном портале, вписанном в реальный портал сцены драмтеатра. Оригинальная театральная сценография придумана творческим тандемом Нанобашвили и Александра Кулакова. Режиссер отнюдь не стремится работать в психологическом ключе, играть «на внутренней клавиатуре» пьесы, но создает спектакль в броской, но лишь местами, нарочито театрализованной манере. На театре разыгрывается одновременно несколько пересекающихся между собой спектаклей придворной и закулисной жизни, творческой и личной жизни самого Мольера – все это берется в скобки театрализованного представления, создающегося Нанобашвили, что совершенно, к сожалению, не задевает амбиции режиссера и творца Мольера. Хотя, на мой взгляд, он мог бы «заявить» о своих творческих правах. Неявно очерченная марионеточность существования актеров создает ложное впечатление фальшивой игры. Отсутствие характерности и яркости в исполнении компенсируется пышным, нередко буффонным костюмным решением (художник Татьяна Стысина).
Людовик Великий в исполнении Николая Акулова - истинный Король Солнце, олицетворенная торжественность и помпезность, вальяжность и утонченность. Барочный идол заливисто показательно смеется, раздувает собственное достоинство до неимоверных размеров, что придает образу буффонные ироничные черты. За роскошной парчой и атласом скрывается абсолютная пустота – режиссер изобличает несправедливость верховной власти, подчеркивая ее внешний лоск и пренебрежение ко всему низшему.
Мольер Олега Емельянова - вовсе не творец, не драматург, болезненно переживающий за судьбу своих произведений. Его чувства во многом сводятся к посредственным переживаниям, в них нет надрыва, что, возможно, объясняется тем, что перед зрителем разыгрывается спектакль. Тем не менее, режиссер ставит перед актером сложную задачу – играть спектакль в спектакле. Экспромт Мольера о театре не находит нужной точки накала, необходимого атмосферного погружения. Бесконечные интриги, скандалы, преследующие Мольера, разочарования делают жизнь невыносимой, превращая его в усталого, измученного старика, что, к сожалению, не удается в достаточной мере передать актеру. Мольер становится изгоем, ненавистным и нежеланным при дворе короля. Его двойником в спектакле должен был бы стать Шут или Справедливый сапожник (Михаил Морозов). Нанобашвили делает образ Шута сквозным в спектакле, но не придает ему трагической тональности.
Финальный спектакль «Мнимый больной» в театре Мольера сделан режиссером в гротесковом ключе. Ростовые фигуры чумных докторов, нависающих над Мольером, сводящие его с ума, танцуют вокруг великого драматурга пляску смерти, последнюю сцену в его спектакле жизни.
«Пьеса из музыки и света» – таков был подзаголовок первой редакции пьесы Булгакова. Музыка в спектакле Нанобашвили, как и всегда, решает многое и даже становится одним из действующих лиц. Совершенно не случайно возникают узнаваемые отрывки из балета «Мещанин во дворянстве» Жана-Батиста Люлли, французского композитора, тесно сотрудничавшего с Мольером, явившегося одной из ключевых фигур в жизни драматурга. Она, безусловно, создает историческую атмосферу и является неуловимым присутствием самого Люлли, но не всегда торжественность и патетика музыкального полотна Люлли соотносится с масштабом визуального рисунка, который значительно теряется в грандиозном барочном пафосе.
Горний мир – это мир театрального братства, где торжествует чувство единства и искренность. Средний мир, земной – это капризная, бессудная королевская тирания. Подземный мир – это подземелье, в котором собирается Кабала Священного писания. Нанобашвили акцентирует свое внимание на двойственности природы мира, показывая оборотную сторону каждой сцены. Смыслы рождаются на повороте поворотного круга, когда кулисой становится то, что только что было подмостками.
«Историческая мелодрама», «романтическая драма», «мещанская драма», «драма судьбы» – вокруг жанра пьесы Булгакова «Кабала святош» велись чрезвычайно жаркие дискуссии еще при жизни автора. В Вологодском драматическом театре режиссер Зураб Нанобашвили представил нам спектакль о спектакле, не претендуя на историческую достоверность, сохраняя структуру пьесы, разговаривая со зрителем о театре как таковом, о призвании человека, о цене творчества, о путях комедиантской жизни.
Лейла Салимова - магистрант Российского гуманитарного университета, [email protected].