Галина Язовицкая
«Собака» по роману Нодара Думбадзе, реж. Андрей Пермяков и Лиля Муслединова. Театр «Золотой ключик», Евпатория
Крымские режиссеры Андрей Пермяков и Лиля Муслединова поставили в театре «Золотой ключик» спектакль «Собака» по тексту грузинского писателя Нодара Думбадзе. Премьера состояла 4 ноября 2018 года. Зритель вместе с актерами прожил притчу о самопожертвовании, честности и сострадании.
"Загляните собаке в глаза. В них – радость, грусть, благодарность, боль, верность и любовь. В них определенно есть то, что мы называем душой", - говорит закадровый голос. Голос взрослого Гогиты (артист дубляжа Серго Кения из Тбилиси) рассказывает, как из-за Концхоулы поднимается солнце, как высокие горы, зеленые леса и полноводные реки дышат весной и надеждой. Поют петухи, мычат коровы, блеют козы, кудахчут куры, лает Собака. Какофония звуков повышает адреналин в крови и обостряет чувства.
Прекрасная Грузия и проклятая война. Девственный рассвет и голодное утро деда Спиридона (Сергей Новиков) и его внука Гогиты (Миша Перевертов). Домашний уют и ужас от встречи с буфетчиком. Знакомство с собакой по кличке Собака. Фактура драматического материала подарила артистам возможность работать в жанре психологического театра, а колорит Грузии стал плацдармом для сценографии, в которой живет воздух времени, живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей: старинной посуды, плетенных корзин, тканных ковриков, налитых гроздей виноград. Все это, как и точный рисунок света, создает атмосферу и несет эмоциональный заряд в зрительный зал.
Актриса Дарина Шарпило влезает в собачью шкуру, чтобы управлять движением лап животного, поворотом головы, есть, скулить, играть, дышать, как зверь. Поиск жизни в зерне сродни поиску пищи. Такой же неистовый. Голод приводит Собаку к мальчику, но находит она нечто большее, чем шкурки от гнилого яблока и хлебные кроши. Она обретает семью.
Моменты, где Собака и мальчик, возвращаясь к своей природе, наивно играют, вызывают смех и умиротворение в зале. Естественная детскость и искренность свойственны как первому, так и второму. Артисту-ребенку ничего не нужно делать, кроме того, как быть самим собой, ведь каждый советский мальчишка считал своим долгом притащить домой уличную собаку. Но когда перед ребенком становится серьезный выбор, а в копилке мудрости не находится нужных позиций, раскрывается весь диапазон актерского таланта, редкого дара внутреннего перевоплощения и необыкновенной сценической смелости. Мальчику трижды пришлось сражаться за жизнь Собаки. Первый раз с буфетчиком. Второй – со всем селом. Третий с самим собой.
Голодная война не щадит никого: есть как в последний раз, петь как в последний раз, молиться как в последний раз. Режиссеры поставили перед артистом Сергеем Новиковыми сложную задачу сыграть героя совсем не по своему возрасту – старика Спиридона, борющегося со смертельной болезнью. Молодой актер не играет старость только физически. Да, ему труднее садиться, труднее вставать, но он не потерял себя. Можно сказать, что он приобрел новую для себя стариковскую логику действий, человеческую мудрость и опыт для понимания конфликта, сверхзадачи роли. Три фигуры - собака, птица и ангел – своеобразные тотемы, которые появляются из дерева тогда, когда приходит время. Дед предчувствует появление Собаки, письмо от сына с фронта, собственную смерть, а зал замирает, когда появляется новый символ.
Вторая мировая закончилась. И у истории Собаки и мальчика хороший конец. А какой финал у невидимой войны, когда человеку приходится каждый день делать тяжелый нравственный выбор? Во время войны прорываются нарывы на теле общества, а лекарство от них - в детских сердцах, которым нужно давать уроки доброты, веры, понимания, всепрощения и любви. В борьбе побеждает тот, кто верит.
Галина Язовицкая - заведующая литературно-драматургической частью Международного центра театрального искусства "Золотой ключик". https://golden-key.info