Елена Жатько
«Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, Харьковский русский театр имени А.С. Пушкина, Украина, реж. Александр Середин
В октябре 2018 года на малой сцене Харьковского русского театра имени А.С. Пушкина состоялась премьера спектакля «Герой нашего времени» в постановке Александра Середина. Молодой режиссер и драматург выступает также и автором театральной версии романа и создателем музыкальной партитуры спектакля, жанр которого на афише громогласно заявляет: «фантасмагорическое предчувствие».
Постановка решена без временной однозначности или же территориального обозначения места действия. Режиссёр не ставит перед собой цель построить мостик между смыслами наших дней и погружением в эпоху Лермонтова, создавая свою историю, время и своего дерзкого, смелого, иногда вульгарного Печорина.
Александр Середин переносит действие в мистическое пространство, где реальность и вымысел существуют не параллельно, а скорее одновременно; где сон становится оружием для создания гротескного мира причудливых лермонтовских героев. Скалодром, мешки с надписями «Тамань», разноцветные бочки-парные, на которые герои взбираются и танцуют, пластиковые бутылки на «побережье» (сценография Екатерины Колесниченко). Так выглядит условно-метафорическая зона, куда волею режиссёра сосланы Печорин, Мэри, Грушницкий, Вулич, Максим Максимыч и Мент.
Все они будто некие виртуальные проекции, рожденные подсознанием самого Печорина, только вот «руководить» ими ему не под силу. Но это отнюдь не мешает всем им сожительствовать в хлипком вымысле с невероятным азартом и куражом. Такой способ существования на сцене рождает общее сердцебиение, гарантирующее мощную темпоритмическую аритмию. Этот эффект усиливается благодаря выбранному музыкальному наполнению – современная музыка (Dakooka, Charusha), органично вписывающаяся в антураж постановки. Поддерживает этот «градус» аритмии исполнительский состав – энергичные, смелые, молодые актёры (Олег Маковейчук, Екатерина Чепела, Владислав Москалец, Богдан Кривошеев) и уже опытные Александр Кулиш и Николай Воротняк. Легко и просто они сосуществуют в этой истории, сливаясь в единый живой организм, где каждый «орган» рефлексирует в унисон с остальными. Сложная пульсация образов существует и на переходах от одной сцены к другой, между пластическими вставками и словом, драйвовой музыкой и гитарным соло.
Тут, конечно, надо отметить отличную работу Владислава Москальца, чей Грушницкий – неуверенный в себе юродивый, тонко балансирует между образом сумасшедшего и одержимого, при этом филигранно избегая карикатурности или кривляния ради кривляния. А сам Печорин, как известно, личность сложная и противоречивая, романтичная и разрушающая, любящая и ненавидящая одновременно. Примерил на себя его офицерский мундир, а точнее – футболку с портретом Михаила Лермонтова – актёр Олег Маковейчук. Он не пытается быть воплощением черт байронического героя, а живет здесь и сейчас, просто и легко. Никакого геройства в его поведении в сущности-то и нет. Он вскарабкивается на скалодром и что-то вещает оттуда, танцует «под кайфом», чувствует себя автором и творцом всего, что происходит вокруг него в этой запутанной истории. Молодость, свежесть, «чёртики» в глазах и внутренняя свобода – вот что помогает актёру воплотить красноречивый замысел режиссёра по воссозданию «героя нашего времени». А время-то наше оказывается заключенным в плотное кольцо, зацикленным отрезком, петлёю на шее Печорина…
Наполненность постановки яркими деталями сюрреалистического, мистико-психоделического свойства, тяготение к изображению изоляции человека в собственном, им самим придуманном мире – приближает спектакль к эстетике режиссёрского почерка Дэвида Линча и Стэнли Кубрика. А откровенные сцены, подчеркнутый эротизм и сексуализация – бросают вызов театральным пуританам, создавая яркий, интересный, дерзкий, современный спектакль, дышащий молодостью и свободой.
Фото Александра Кочегуры
Елена Жатько - театровед, магистр театрального искусства, выпускница Харьковского университета искусств им. И.П. Котляревского и Харьковской академии культуры