Екатерина Данилова
«Питер Пэн. Фантомные вибрации», реж. Роман Феодори / Александр Андрияшкин. Центр имени Вс. Мейерхольда, Москва
Это спектакль-перевёртыш, где ключевая роль – у зрителя. Большая игровая комната с аниматорами-провокаторами. Главное здесь – процесс, так что основную мысль не придумали на берегу, а позволят ей родиться по ходу пьесы, которой совсем не подходит это слово. Сюда приходят услышать свои «фантомные вибрации» и на пару часов превратиться в детей. Да, и кстати, взрослым вход воспрещён.
Мир детства
Артисты ЦИМовского «Июльансамбля» делают постановку о себе – миллениалах, поколении Y или Питера Пэна. Их отличает желание действовать вопреки, максимально оттягивать взрослость. Отсюда и первая часть в названии спектакля. Вторая часть – загадка. В общем-то, фантомные вибрации – это ложное ощущение звонящего где-то смартфона, но ещё на подходе в зал тебе намекнут, что это не окончательная версия определения.
Всё начинается с разогрева. Для входа в зал-Неверленд надо «помолодеть»: сложить цифры своего возраста в одну, надеть соответствующий браслет и пройти по принципу «маленькие – вперёд». Внутри поначалу вроде бы спектакль, но площадка совсем не привычная: артисты где-то в яме, зритель смотрит на них, как в море с променада. Потом спектакль и вовсе распадается на отдельные островки действия со своим зазывалой. Выбирай любую: где-то в норке под высокой площадкой делай поделку из лего, в одном углу – пиши письма, а посреди зала - дерись (и не накажут). Вон стульчики – здесь можно поиграть в подобие «Любви с первого взгляда», а вон там двое людей зачем-то привязывают на третьего мусорные пакеты. Не хочешь взаимодействия – отправляйся в дальний угол – там дают лекцию о миллениалах.
Каждая из площадок – маленький дискуссионный клуб, преимущественно с самим собой. Например, из лего надо построить не что-то, а детское кладбище – так эко-миллениал призывает задуматься о вреде пластмассы. И письмо ты пишешь не абы какое, а самому себе, от собственной мамы. Ну-ка, есть, что сказать? Надуй шарик и напиши на нём, почему не хочешь взрослеть. Отпускай! – вон их сколько, и все не хотят. «Это нормально» - периодически говорит громкий голос на весь зал, и те, кто не нашёл себе места или почувствовал себя неуютно, могут расслабиться. Вам здесь рады, вас здесь ждут.
В единое действие площадки объединяются «криком петуха» (звуком таймера). Начинается ночь, и под колыбельную, будто бы из ночника, в окружении застывших фигур и качающихся надувных шаров, можно подумать о том, куда уходит детство. И если подумал, значит, случился отзыв.
Утром всё начнётся опять, но день новый, и площадки сменят темы. Путешествие по Неверленду будет уже другим. А затем артисты и вовсе выходят в зал, чтобы говорить с вами. Никаких метафор: говорить будут напрямую: «Я Варя. Давайте вместе подумаем, почему люди ходят в театр?»
Давайте поговорим об этом?
Если повезёт, каждый «Питер Пэн» может развить дискуссию из невинных вопросов. В очень условном втором отделении, когда время площадок и бесед заканчивается, начинаются новые игры. Играть в них или нет – выбор ваш, но, если играете, будьте готовы к вопросам «крымнаш?» и «всё ли в стране работает нормально?» Отвечать развёрнуто не придётся – это игра в «данетку»: просто выбирайте подсвеченную красным сторону «да» или синюю «нет». Если рискнёте пойти к меньшинству, будьте уверены, вас заставят осознать свой выбор. Если есть, что сказать – не стесняйтесь: открытый микрофон приглашает выступить со своим утверждением.
Да, это иммерсивный спектакль, только назвать его шоу не повернётся язык. Он кажется попыткой прямой трансляции того, что происходит с нами здесь и сейчас. Как мы общаемся? Как пытаемся стыковаться? Какие темы выбираем для легкой беседы? Протестируйте их все, и какая-нибудь да отзовётся фантомной вибрацией. Кажется, что именно того и ждут артисты: вибрации, реакции, которая дала бы направление дальнейшему развитию. Как в масштабе спектакля, так и в более крупных масштабах.
Спектакль получается, только если в нём заинтересованы обе стороны. Непосредственное переживание ситуации здесь-и-сейчас, возможность сказать, сделать и посмотреть, что получится. Иными словами, раздолье для экспериментаторов. Если вы хотите участвовать в создании театра будущего, то вам сюда.
Екатерина Данилова пробует свои силы в написании рецензий в преддверии поступления на театроведческий факультет. Имеет высшее журналистсткое образование (РГСУ, 2010).