Валентина Севрюгина
«Король Лир» Уильяма Шекспира, Мастерская Петра Фоменко, реж. Евгений Каменькович
В стенах Мастерской Петра Фоменко трагедия звучит в не самом известном переводе Осии Сороки, но все развивается строго по тексту. Само сценическое пространство выглядит лаконично, выдержано исключительно в черно-белой гамме. Актеры одеты ровно в те же цвета: Лир и три дочери – в белом, остальные – в черном. Созданное монохромное царство-государство немного разбавляет один только шут (Александр Мичков). Эта постановка - не притча, где в конце будут наказаны все злодеи, а старик Лир после всех выпавших на его долю испытаний прозреет и публично раскается. Увидеть такого Шекспира на сцене - огромное разочарование, и, конечно же, режиссерский размах Евгения Борисовича масштабнее и объемнее. Это очень живое, динамичное и глубокое прочтение истории со сложным хитросплетением человеческих страстей и слабостей, искаженным пониманием любви и преданности, настоящая трагедия, где воедино смешиваются добро и зло. Как известно, делить мир на черное и белое нельзя. И если запутать и создать такую картинку чисто внешне удается, то для передачи внутреннего содержания трагедии нужна куда более богатая палитра.
Большинство героев «Короля Лира» не поддается делению на злодеев и праведников. И хотя Карэн Бадалов играет скорее располагающего к себе Короля, а в финале сердце буквально разрывается от осознания его несчастья, Лир был так же убедителен и решителен в самом начале, когда отказывался от своей младшей дочери Корделии (Дарья Коныжева). Видя не лучший пример перед глазами, Гонерилья (Полина Кутепова) и Регана (Серафима Огарева) поступают, в сущности, не хуже и не лучше собственного отца. Доказывает то, что судить однозначно о героях сложно и у каждой медали есть обратная сторона, прекрасная во всех отношениях сцена прощания старших сестер с Корделией. Они в нежных струящихся платьях похожи на сказочных лесных нимф, от которых не ждешь ничего подлого. В этот трогательный момент сестры - беззащитные жертвы жестокости и несправедливости Короля Лира. И только позже мир разворачивается на сто восемьдесят градусов: Гонерилья и Регана из рыжеволосых богинь превращаются в одержимых бестий. Они демонстративно сбрасывают свой женственный наряд, меняют его на более воинственное обмундирование и будут готовы идти против отца и друг друга. От того самого трепета нам остается только приятное воспоминание.
Власть – лакмусовая бумажка для всех собравшихся на сцене, и проходят проверку немногие. Но жажда власти – не просто испытание, но и непосильная ноша. Данная мысль наглядно иллюстрируется еще в самом начале спектакля: Лир буквально тащит на своих плечах все «королевство». По факту это деревянная конструкция, впоследствии на ней будут разворачиваться все пять актов трагедии. На делящемся на части подиуме герои могут выкатываться ближе к зрителям и закатываться обратно, в кулисы, что способствует молниеносному перемещению из сцены в сцену. На этом же многофункциональном сооружении в конце появляются все павшие в результате трагической схватки здравого смысла и злого рока. Причем ощущение рока не покидает: герои принимают все самые страшные решения, не задумываясь, и рубят с плеча. «Из ничего не выйдет ничего», - у Шекспира фраза звучит однажды, Евгений Каменькович же цепляется за нее и вкладывает в уста чуть ли не половине действующих лиц. И эта простая и хорошая мысль останется в награду после проведенного вечера в театре. Из «ничего» шекспировских героев, действительно, не вышло ничего хорошего. Но благо в мире есть гармония, и из таланта и любви к искусству в стенах Мастерской рождаются такие сильные и нужные спектакли.
Валентина Севрюгина – выпускница филологического факультета МГУ.