Екатерина Сырцева
О двух спектаклях фестиваля молодой режиссуры «АртМиграция» из Воронежа и Томска
«АртМиграция» представляет спектакли, созданные молодыми режиссёрами, выпускниками театральных вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Теми, кто мог остаться в столичной среде, но уехал в регионы и пишет там свою театральную историю.
Спектакли седьмой «АртМиграции» перекликались деталями, мотивами, темами. Не раз на сцене появлялись диктаторы – Гитлер, Сталин, Ленин («Магда» петербургского Плохого театра, «Гробница малыша Тутанхамона» Псковской драмы). Не раз звучала тема войны – Гражданской (в «Конармии» Молодёжного театра «Молодой человек» из Ижевска), Второй Мировой (воспоминания о Холокосте в спектакле «Вся сладость жизни» Архангельского молодёжного театра). Некоторые спектакли напоминали то ли сон, то ли воспоминание, то ли чьё-то подсознание – выход в небытовое пространство. И всё это – чтобы осмыслить ошибки прошлого, нанесённые этим прошлым травмы, понять настоящее и, возможно, заставить задуматься о будущем.
Два спектакля оказались на противоположных полюсах в тематическом и эмоциональном плане. Один – о любви («Любовь» воронежской театральной компании «Новый театр»). Другой – об её отсутствии («Паразиты» Томского драмтеатра). Один – светлый, лёгкий, про надежды и мечты, сделанный с юмором и молодой энергией. Второй – тёмный, тяжёлый, холодный, про нежелание любви, её невозможность.
О любви
В основе спектакля молодой команды «Нового театра» – реальные истории людей про их личное переживание любви. Воспоминания, личные рассказы, размышления – попытки осмыслить это неподдающееся определению чувство собрала в пьесу-вербатим драматург Ярослава Пулинович. Объединяются истории маршрутом главной героини. Молодая девушка отправляется в город, где когда-то была счастлива, чтобы закончить очень давнюю историю. Или обнаружить, что она уже давно закончена и нужно жить дальше.
Любовь к себе, любовь как долг, любовь – самопожертвование, любовь вопреки и благодаря. Разные по глубине и содержанию рассказы проходных персонажей не складываются в единое целое. Что, возможно, и не нужно. Они показывают разные стороны человеческих взаимоотношений. И заставляют тебя вспомнить свои истории любви, проверить, не потерял ли ты юношескую веру в настоящее чувство, не превратил ли, возможно, самый главной опыт души в банальность, быт, привычку.
В калейдоскопе встреч и воспоминаний периодически забываешь о судьбе главной героини. В конце понимаешь: здесь нет главного героя. Отдельные эпизоды, по сути, проходные, вдруг становятся более важными и глубокими, чем история центрального персонажа. Определять, что здесь более важно, а что менее, будет каждый зритель сам. Кому-то покажется знакомой история безмятежной любви, когда встреча длится одну ночь, но запоминается на всю жизнь. Кого-то заденет за живое монолог одинокой женщины, которая давно потеряла мужа, но так любит его, что до сих пор чувствует присутствие. Кому-то понравится рассказ таксиста-мигранта, который готов на всё ради благополучия близких, особенно в чужой и не очень радушной к нему стране. Кого-то тронет финальная исповедь девушки, для которой увечье близкого человека стало не преградой для отношений, а, напротив, возможностью раскрыть в себе настоящее чувство.
Художник-постановщик Дарина Смирнова-Прохорук превращает пространство в белый лист, на котором каждый пишет свою историю. Белый задник сделан таким образом, чтобы персонажи как бы проходили сквозь него, расширяя прорези. Все актёры – в белых костюмах. Редким цветным деталям тут же пытаешься придумать символическое значение.
Выведенные на задник-экран слова и «титры». Вместо настоящих предметов – нарисованные на картонках изображения. Всё это делает спектакль похожим на комикс. Или на киноальманах, сентиментальное роуд-муви. Монологи и диалоги персонажей чередуются с пластическими фрагментами, комические стендапы – с почти акробатическими номерами. Моменты, показанные без слов, порой сильнее передают мысль и эмоцию, чем вербальные эпизоды. Это отменяет пафос, в который легко можно скатиться, пытаясь осмыслить такое абстрактное понятие, как любовь. Этой лёгкостью заряжаешься и заражаешься. И предполагаешь, что это подготовка к более серьёзному высказыванию о любви или любых других феноменах жизни, к которому обязательно придут артисты «Нового театра» во главе с режиссёром Викторией Шаламовой.
О нелюбви
Для постановки главный режиссёр Томского театра драмы Олег Молитвин берёт пьесу немца Мариуса фон Майенбурга «Паразиты». Это история о молодых людях, у которых нет целей, нет желания жить, любить, что-то делать. Они утонули в жалости к себе и не пытаются это изменить. В их мире – только уныние, озлобленность, пустота, цинизм, жестокость. И скука. Невероятная скука и ненависть.
Фридерика (Дарья Омельченко) и Петрик (Антон Антонов) – молодая пара, в которой каждый борется за право не взрослеть. Они издеваются друг над другом физически и психологически, доводят жалость к себе до предела. Неожиданная беременность Фридерики становится не спасением, не избавлением. Она воспринимается ею как несправедливость, испытание, то, от чего нужно избавиться. Вторая пара – Бетси (Александра Зеленская) и Ринго (Александр Горяинов). В их доме не более уютно. Это, скорее, склеп без солнца и тепла. Пятый персонаж Мульчер (Вячеслав Радионов), – тот, по вине которого Ринго оказался в инвалидном кресле. То ли проводник ребят в другой мир, на самое дно, то ли предвестник того, что их ждёт в будущем. То ли просто бездомный, никому не нужный старик, готовый выполнять роль собаки или приживальщика.
Все персонажи замкнуты в одном пространстве, ограниченном сценическим бордюром (художник Екатерина Малинина). Это то ли фундамент дома, который никогда не будет построен, то ли бортик высохшего бассейна, то ли край могилы. Сначала думаешь, что герои ходят по краю бездны и либо упадут туда в финале, либо спасутся и выйдут из своей самозацикленности. Но нет. На протяжении спектакля актёры ходят по парапету, спускаются внутрь, снова выходят оттуда.
Ещё один элемент декорации – полузеркальная чёрная поверхность, под наклоном установленная над сценой. На неё выводятся видеоролики с мыслями персонажей и записи с видеокамер на сцене в реальном времени. Получается не то кино, не то телешоу. Условный «Дом-2» с бесконечным выяснением отношением. Завораживают отсветы осветительных приборов на этом экране и размытые, танцующие, неясные очертания героев. Может быть, это крышка гроба, которая захлопнется в финале, обозначив смерть действующих лиц? Финал остаётся неоднозначным: то ли умерла Фридерика, голос которой звучит в конце в полной темноте, то ли это её очередной бред.
Весь спектакль герои словно соревнуются в моральном уродстве и эмоциональной незрелости. Они как будто сражаются за право быть самыми страдающими, обиженными, достойными жалости. Не хватает развития. В финале они остаются ровно такими же, какими были вначале – эгоистичными, подлыми, жестокими. И не приходят ни к примирению, ни к раскаянию, ни к внутренним переменам. Это просто констатация факта: вот он – мир без любви. Мир, где торжествуют ненависть, гордыня, эгоизм. Где все упиваются самоуничтожением, не пытаясь выбраться из этого состояния.
Вероятно, у авторов спектакля и не было цели как-то изменить своих героев, показать выход. Да и сложно представить себе выход из этого холодного, бессмысленного, безвоздушного, глянцевого пространства. Персонажи не стремятся понять, почему оказались в этой яме, заваленные мешками с мусором, почему из полных жизни молодых людей сами превратились в мусор. Но чем сильнее раздражаешься от безвыходности финала, тем требовательнее после спектакля спрашиваешь себя – а не стоишь ли ты сам у края бездны, не превратишься ли и ты однажды в паразита?
Фото Инны Афанасьевой
Екатерина Сырцева - руководитель литературно-драматургической части Молодёжного театра Челябинска. Окончила факультет журналистики, затем магистратуру по истории в Южно-Уральском университете. Работала пресс-секретарём и редактором сайта ЮУрГУ, корреспондентом и обозревателем газеты правительства и законодательного собрания Челябинской области «Южноуральская панорама». Сотрудничает с изданиями «Собака», «Страстной бульвар, 10». С 2016 года участвует в семинарах театральных критиков под руководством Ирины Холмогоровой, организованных Союзом театральных деятелей РФ. Принимала участие во Всероссийском семинаре по работе со зрителями, организованном Российским академическим молодёжным театром (Москва), в форуме театральных менеджеров «Место действия» (Санкт-Петербург).