Галина Язовицкая
«Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой, реж. Виктория Печерникова, Бийский драматический театр, Алтайский край. Спектакль был показан на фестивале СТД РФ «АртМиграция-2019»
Представить его стильно одетым, в дорогом автомобиле, в окружении веселой компании, да и просто успешным, в нынешнем понимании этого слова, невозможно. Ведь он – Павел Фарятьев (Юрий Пашинин) – «некрасивый человек неопределенного возраста». Живет с тетушкой Павлой (Светлана Елизарова), доброй, светлой, как и он сам, в провинциальном Очакове, где никогда ничего не происходит, и тот, кто хотел уехать, уже давно уехал. Он полюбил по-настоящему. А такой герой не мог иначе.
Страшнее нет одиночества, чем одиночество в окружении близких людей, и режиссер Виктория Печерникова подтверждает это каждой сценой, обнажая изнанку благополучного, на первый взгляд, мира двух семей. Александра может сколько угодно твердить, что главное – «чтобы было, кому ждать и жалеть». Крик ее души будет заглушен шелестом карт в руках Павла, желающего произвести впечатление на даму сердца, звоном посуды на кухне, где мама пытается найти путь к сердцу нежданного дочкиного жениха через желудок, грохотом сброшенных с полок книг в комнате Любы, давно отчаявшейся достучаться до самых близких. Они, видя, не видят, слыша, не слышат.
Уютная софа кажется неуютной, настенные книжные полки не несут содержания, натянутые нервы не дают расслабиться в мягком кресле на ножках. Чуждо состояние тепла и комфорта, несмотря даже на краски, которые наложены плотным слоем на убранство квартир и самих героев. Не работают законы цвета, и внешне цветное кажется блеклым. Ощущается теснота яркой коробки, оформленной по всем законам дизайна советских 1970-х, - коробки, в которой тесно даже фантазиям. Здесь заложен конфликт мира предметного и мира душевного, когда внутренний мир героя мало взаимодействует с объективной реальностью.
Это не последнее противопоставление в спектакле Печерниковой. Фарятьев Юрия Пашинина при всей своей внешней угловатости и неуклюжести – очень цельный человек, играет глубокую драматическую роль маленького человека с большим внутренним миром и детским восприятием жизни. Мечтатель с восхищением говорит о небе и звездах, носит за пазухой осколки далеких планет, – проводники, которые связывают его с другими фантазерами. Его жизнь проходит в восторженных грезах и воображаемых приключениях, а душа хочет настоящей жизни. Но при соприкосновении с действительностью хрупкий карточный домик рушится, и наступает время отрезвления. Сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Фарятьева, когда возлюбленная Шура (Анастасия Блюмская) убегает к Бедхудову. Опять он остается один во вдруг ставшей крохотной комнате. Искрившиеся от счастья глаза Фарятьева гаснут от обрушившегося понимания невозможности быть вместе с любимой, быть хоть кому-нибудь нужным. Приходится прятать глаза и сбегать в мир снов и фантазий – на авансцену, где можно оголить больное сердце. Именно там, на публике, невзрачный герой преображается. Но сквозь обиду, от которой трудно дышать, рвутся к Фарятьеву слова младшей сестры Любы (Мария Сафронова) о любви. В этот момент, кажется, он впервые может быть понят. Параллельно с этим старческие руки матери Саши с ярко накрашенными ногтями сжимают письмо, и тихий голос (Людмила Семенкина) невыразительно читает такие простые и важные строчки: «Мы пока живы – и это главное». Надежда не угасает.
Лирическая, порой сентиментальная, порой комедийная история о несовпадениях в жизни мужчины и женщины, родителей и детей, идеалиста и реалиста не может не привлекать своей типично российской тематикой. Фарятьев – это такой «герой нашего времени», к нему хочется прислушаться, вглядеться в его мечтательный образ.
Фото Инны Афанасьевой
Галина Язовицкая - заведующая литературно-драматургической частью Крымского государственного театра юного зрителя (Евпатория). https://golden-key.info