Александра Коковина
«Тараканы» Полины Бабушкиной по рассказу Алексея Варламова. Архангельский театр драмы имени М. Ломоносова. Реж. Полина Золотовицкая
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (Лев Толстой, «Анна Каренина»)
Рассказ Алексея Варламова «Тараканы» совсем коротенький: всего на четыре страницы. История вполне себе банальная для конца 80-х годов прошлого столетия. В провинциальном городке живет семья из трех человек: отец, мать и сын Леша. Живут они бедно. И не потому, что нет денег, а потому что нет в магазинах товаров, что вполне узнаваемо для тех, кто помнит то время. На этом, пожалуй, обычность заканчивается.
Дело в том, что главный герой – мечтатель и фантазер. Не удивительно, что он хочет стать писателем. От скуки или от безделья (а, может, из-за того и другого) он придумывает себе друзей-тараканов и общается с ними на тараканьем языке. У каждого из них есть имя, у каждого – отличительный головной убор, солнечные очки и чемоданчик, но это уже в спектакле.
Здесь стоит сказать, что наделила Лешу желанием стать писателем и «очеловечила» тараканов молодой драматург Полина Бабушкина, которая в рамках Всероссийского конкурса инсценировок современной российской прозы, инсценировала рассказ Варламова. Писатель проделанную работу оценил и одобрил. Оценил и одобрил он работу и второй Полины – Полины Золотовицкой, режиссера спектакля Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова.
Итак, главный герой Леша дружит с тараканами. Впервые зрители застают их в противогазах во время атаки «белым порошком» (как выясняется потом – это мама Леши таким образом их травит). Мы понимаем, что тараканы, как и люди, по-разному ведут себя при виде опасности. Но все же они вместе. Они семья. Они команда…
Чего не скажешь о семье Леши. Отец вечно занят на работе. Он лектор в университете. Если честно, бесталанный ученый. Книги – его «единственное спасение в этой конуре». («Эта конура» – квартира, в которой он живет с семьей.) Самое страшное в этой ситуации, что он ничего не делает для того, чтобы ее как-то изменить. Ему легче уйти в работу и спуститься на дно депрессии, чем придумать способ выбраться из кабалы, в которую его загнала жизнь (а, может, и он сам). Временами он «воспитывает» Лешу. Например, ругает за тройки или просит рассказать о его впечатлениях. Но мальчик настолько запуган, что не хочет ничем делиться с отцом – ему проще с отцом его друга Славки, дядей Сашей.
Тот рисует иллюстрации для детских книжек. История про тараканов, придуманная Лешей, кажется ему более чем забавной. Леша прислушивается к его советам и начинает записывать свои придумки на диктофон. Дядя Саша вдохновляется идеями Леши и создает рисунки для детей. В какой-то степени он заменяет ему отца.
Отец Леши и отец Славки – два антипода как внешне, так и внутренне. Лешин папа (Сергей Чуркин) – этакий скучающий интеллигент. Он в меру вальяжен, вполне представителен. Он одет скромно, но со вкусом. Полузатянутый галстук, расстегнутая верхняя пуговица на белой рубашке, свободный вязаный кардиган выдают в нем человека интеллектуального труда.
Дядя Саша (Александр Субботин) молод и энергичен. Он одет в подчеркнуто модный в те времена вареный джинсовый костюм. На первый взгляд, его даже можно принять за подростка, старшего товарища Леши и Славы. Между ним и мальчишками нет дистанции. Он воспринимает Лешу как равного себе. Примечательно, что в эскизе спектакля роль дяди Саши исполнял возрастной артист Андрей Калеев. В спектакле же папу Славика играет 27-летний Александр Субботин. Видимо, так Полина Золотовицкая хотела подчеркнуть активность героя на фоне Лешиного папы.
Особенно хорошо обыграно противопоставление отцов, когда дядя Саша рисует папу Леши. Чуркин жеманно позирует, с усердием ищет выгодные ракурсы в то время, как Субботин карикатурно изображает его, пытаясь повторять все более «изысканные» позы.
Мальчики наблюдают за этим «поединком». Они не понимают, что происходит на самом деле. Столкнулись не два отца, а два представителя разных миров, разных взглядов. Один уверен в себе и своей правоте, второй не воспринимает первого всерьез, посмеивается над ним.
Мальчики, как и их отцы, показаны в спектакле тоже на контрасте. Леша в исполнении Артура Чемакина подчеркнуто бедно и бледно одет, ходит в «убитых» кедах. Славик же (Константин Мокров), наоборот, в модной по тем временам куртке и новеньких кедах. Они оба смотрят на мир по-разному. Слава живет импульсами, своими «хотелками». Увидев у друга диктофон, он тут же клянчит такой же у отца. Он ведет себя как обычный ребенок, которому еще «все можно». Леша, рано познав все «прелести» бедности, рад всему, что ему дают. Он с благодарностью принимает «подарки», например, кусок масла от мамы Славика.
Все женские образы в спектакле воплотила Наталия Латухина. Перед ней стояла сложная задача: почти не заходя за кулисы, актриса примерила на себя сразу четыре роли. Эти переходы были обозначены переодеваниями актрисы, но эмоциональная разница между героинями была минимальна.
В этом спектакле тараканы – символ дружной семьи, все члены которой живут в согласии с собой и с миром. Они все делают вместе. Леша видит их и мечтает, чтобы его семья была такой же.
Быт советской семьи в спектакле представлен условно. Мы не видим на сцене досконально прорисованных атрибутов жизни в СССР. Режиссеру важно рассказать историю мальчика, у которого, как и у каждого из нас, есть свои тараканы. Только Лешины – милые и приветливые, а тараканы Лешиных родителей, думается, будут пострашнее.
Фото Екатерины Чащиной.
Александра Коковина – студентка 4 курса САФУ имени М.В. Ломоносова
(направление – «Реклама и связи с общественностью»). Участник проекта
Архангельского отделения СТД РФ «Школа театрального критика». Автор
журнала о театральной жизни Архангельской области «Бенефис».